Название ИО программа «Профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних».

Название структуры/организации, реализующего ИО: ГКУ ПК СОН СРЦН Ильинского района филиал в Карагайском  районе.

Цель:

 Формирование ценностного отношения  к здоровью  и профилактика  употребления  ПАВ у воспитанников СРЦН.

Задачи:

 Формировать у подростков отрицательное  отношение к «первой пробе ПАВ» .

Создать условия  для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы.

 Сформировать представление у воспитанников об отрицательном воздействии и негативных последствиях злоупотребления ПАВ на организм человека.

 Развивать умение противостоять предложению употребления  ПАВ, и другому  неблагоприятному воздействию.

Целевые группы участников: воспитанники  реабилитационного центра,   возраст от 12 до 18 лет.

Показатели и индикаторы результата:

Достигнутые результаты (для целевой группы/системный):

 У  детей прошедших курс  занятий  по программе отмечены позитивные изменения:

-  владение объективными, соответствующие возрасту  знаниями о вреде употребления ПАВ:

 -  установка  на ЗОЖ;

-  ответственное поведение, снижающих приобщение к употреблению ПАВ;

-  избегание ситуации пассивного курения;

-  овладение необходимыми навыками отказа от приема ПАВ;

 - обладание устойчивой сформированной точкой зрения на алкоголизм, курение, наркоманию.

 

 

 

кол-во

детей

Курение при поступлении

 Курение при выбытии

Употребление спиртных напитков при поступлении

Употребление спиртных напитков при выбытии

 

2014

25

17

15

10

5

 

 первое полугодие     2015

45

31

27

3

0

 

 

1.- Описание ИО в форме: произвольной и алгоритма: Данная программа разработана для детей девиантного поведения. Основным содержанием программы являются занятия по профилактике вредных привычек и формирование  умения и навыков активной психологической защиты от вовлечение   употребления ПАВ. Основными принципами функционирования  профилактической программы являются дифференцированность,  научность, последовательность, комплексность и интегрированность, личностно – ориентированный подход, конфидициальность информации. Программа состоит из блоков. «Губительная сигарета», «Горькая правда о горьком пиве», «Алкоголь универсальный яд», «В здоровом теле здоровый дух».  В  программе представлены и используются   формы,  методы  и  приемы в зависимости от темы поставленных целей, с учетом возраста воспитанников помогающие детям осознать личную ответственность за свое поведение возможность уверенно сказать «нет» ПАВ, сформировать навыки уверенного поведения в сложных ситуациях. В ходе  реализации программы  предусматривается  внесение дополнений  и изменений в плане мероприятий. Определение времени необходимого на отработку содержания отработку   программной темы определяется воспитателем с учетом важности конкретной темы для детской аудитории, заинтересованности детей и актуальности проблемы.

Технологии используемые для реализации программы.

Такие как

Инновационные компьютерные технологии (Игра «Антинаркомания,  просмотр презентаций с элементами беседы.» )

Технология здоровье сбережения. – оформление информационных стендов, Эрудит – аукцион «Берегите здоровье».

  Игровые технологии   -  ролевые ситаутивные, деловые игры;

Технология артерапии - рисуночные методы; упражнения с изобразительным материалом. (Конкурсы рисунков., антиреклама (энергетических напитков, табачных изделий, алкогольных напитков.

Медиатехнологии -  просматривая в/ сюжет дети в ходе обсуждения  говорят о своих чувствах, переживаниях о своем отношении к поступкам сверстников, находят пути решения  из сложных ситуаций.

Музыкотерапия -  использование музыки для релаксационных упражнений. Видеоклипов. Любимая, инструментальна, - помогает в трудную минуту, успокоится и обрести душевное равновесие.

Танцтерапия – тематические дискотеки («Мы за здоровый образ жизни»)

2.-Сведения об исполнителях/разработчиках/авторах ИО, необходимые адреса сайтов, ссылки – воспитатель филиала в Карагайском районе Кузьминых Наталья Кирилловна.   Данная программа составлена на основе представленных материалов: городской целевой программы «Профилактика алкоголизма, токсикомании, наркомании и ВИЧ инфекции». – Пермь, 2006г; сайты: http://destvosmail.ru, www.myshared.ru .

3-  Программа утверждена на педсовете и используется в данном учреждении. Опыт транслировался на семинарах, МО в учреждении, среди субъектов профилактики в районе.

Приложение 5

Мультимедиа технологии.

Использование мультимедиа технологий – это интересно, инновационно. Существенно обогащает образовательный и воспитательный процесс, позволяет легко визуализировать материал, задействовать различные каналы восприятия информации, структурирует информацию, делает обучение эффективным и увлекательным. Стремление педагогов постоянно совершенствовать свою профессиональную деятельность, внедрять инновационные формы и методы обучения, с одной стороны, и желание обмениваться опытом с коллегами, изучать и использовать лучшие мультимедиа наработки в своей практике.

Основы мультимедиа технологий.

За последние годы к числу средств, характерной особенностью которых является возможность обработки и представления информации различных типов, получивших название средств мультимедиа, были отнесены устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений.

Существует несколько критериев, согласно которым информация может быть классифицирована. В качестве первого критерия может быть использован широко распространенный принцип выделения видов восприятия информации человеком, таких как зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. С точки зрения изучения мультимедиа целесообразно рассматривать только те виды информационного воздействия на человека, которые возможны при работе с компьютерной и коммуникационной техникой.

Таким образом, всю информацию по видам восприятия можно разделить на три основные группы:

  1. Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация. Она может включать текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы;
  2. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация, включающая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь;
  3. Информация, воспринимаемая сенсорной системой человека, так называемая сенсорная или тактильная информация, при работе с помощью специальных технических средств.

Все перечисленные виды информации можно классифицировать и по другим критериям. Одним из них является способ восприятия информации человеком. В этой связи всю поступающую информацию можно разделить на ассоциативную и прямую.

Определим ассоциативную информацию как информацию, восприятие которой основано на ассоциациях, возникающих у человека под действием раннее усвоенной информации. При таком подходе к классификации к этому виду информации можно отнести текст, речь и, возможно, рисунки и мультфильмы.

Прямая информация непосредственно передает важные, в том числе и с точки зрения целей обучения, свойства объектов. К такому виду информации могут быть отнесены фотографии, видеофильмы, произвольный звук, называемый в науке «шумом».

Таким образом, мультимедиа, позволяют хранить, обрабатывать и воспроизводить видеофильмы, это привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых обучаемым. Это, в свою очередь, привело к созданию новых методических сценариев проведения учебных и воспитательных занятий, на которых обучаемые, часть времени посвящают просмотру видеофрагментов, важных с точки зрения целей обучения и воспитания. Очевидно, что и сами видеоматериалы, используемые в образовательном и воспитательном процессе, качественно изменились, в том числе, и благодаря использованию соответствующих средств мультимедиа.

Понятие мультимедиа

Мультимедиа - это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование и воспитание.

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучаемых к учению и воспитанию за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:

  • "манипулирование" (наложение, перемещение) визуальной информацией;
  • контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;
  • реализация анимационных эффектов;
  • деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение, растягивание или сжатие изображения);
  • подача аудиовизуальной информации;
  • тонирование изображения;
  • фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой";
  • многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном "окне" - видеофильм, в другом - текст);
  • демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

Использование мультимедиа способствует:

  1. Стимулированию процессов обучения и воспитания, таких как восприятие и осознание информации;
  2. Повышению мотивации обучаемых к учению;
  3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
  4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в образовании и воспитании можно отнести:

  • одновременное использование нескольких каналов восприятия обучаемого в процессе воспитания и обучения. За счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
  • возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых затруднительно или невозможно;
  • визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
  • визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;
  • возможность развить когнитивные структуры и интерпретации обучаемых, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией обучаемых.

Повышение педагогической эффективности обучения при использовании мультимедиа

В условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека на протяжении всей его жизни. Поэтому при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютера и мультимедиа-ресурсов в образовании основной упор делается на организацию самостоятельной познавательной (индивидуальной и/или групповой) деятельности, развитие критического мышления, культуры общения, умения выполнять различные социальные роли.

Использование мультимедиа-технологий в обучении обычно рассматривается в четырех основных направлениях:

  • компьютер и мультимедиа-технологии как объекты изучения;
  • компьютер и мультимедиа-технологии как средства представления, хранения и переработки информации;
  • компьютер как средство организации взаимодействия;
  • компьютер как средство управления деятельностью обучаемых.

Принципиальным вопросом в построении и практическом применении мультимедиа-ресурсов для системы образования является нацеленность соответствующей методики на формирование позитивных мотивов, основанных на насущных потребностях обучаемых. Только в случае высокой мотивации обучаемых к использованию мультимедиа-ресурсов, возможно результативное обучение целенаправленному использованию образовательного и воспитательного потенциала таких ресурсов. Для того, чтобы определить характер обучения приемам работы с мультимедиа-ресурсами необходимо рассмотреть специфику мотивации поведения обучаемых при работе с мультимедиа-информацией.

Понятием «мотив» обычно обозначают побуждение к деятельности, движущие силы поступка и поведения человека. Мотив - это желание удовлетворить какую-либо потребность. Мотивация играет важную роль в процессе обучения и воспитания, является ключевым фактором успеха. Мотивация определяется совокупностью убеждений и взглядов обучаемых в таких вопросах, как его собственный процесс обучения и воспитания, поведение преподавателя (воспитателя), академические требования, качество учебных материалов и роль занятий. Исследования подтверждают, что применение мультимедиа-ресурсов в обучении и воспитании стимулирует мотивацию обучаемых. Образовательные средства мультимедиа могут пробуждать в учащихся азарт к обучению и любопытство, а также помогают им формировать умозрительные образы и модели. Таким образом, в большинстве случаев применение мультимедиа положительно сказывается на мотивации обучаемых. Однако средства мультимедиа - не панацея, и, как и всякий методический аппарат, они не могут с равным успехом быть эффективны одновременно для всех.

Достаточно сложная структура мотивации, побуждающая обучаемого к учению и воспитанию, обусловлена относительно постоянным и независящим от конкретной ситуации мотивом. Такие мотивы относительно постоянны, и, следовательно, при определенных внешних воздействиях они могут изменяться. Подобные факторы имеют непосредственное отношение к процессам реализации и использования мультимедиа-ресурсов в обучении и воспитании. В начальный период работа обучаемых с мультимедиа-ресурсами носит, в основном, информативно-коммуникативный характер. Первоначальным мотивом выступает потребность получения новой, не слишком содержательной и достоверной информации. Далее в качестве основного мотива начинает выступать потребность в легком общении со сверстниками, во множестве контактов, позволяющих обмениваться информацией.

Использование мультимедиа-ресурсов способствует развитию у обучаемых желания пробовать все новые и новые решения, при условии, что учитель обеспечивает должную поддержку.

Внутренняя мотивация, обуславливаемая чувством удовлетворения от процесса обучения, а не только от внешних поощрений, увеличивает индивидуальную вовлеченность в процесс обучения и способствует улучшению результатов обучения и воспитания. Одним из интересных открытий является тот факт, что поощрения могут скомпрометировать заинтересованность, если начальный интерес в поощряемой деятельности высок, а поощрение получить настолько просто, что это кажется нечестным. Если же начальная заинтересованность не столь высока, то легкое поощрение может увеличить интерес и, таким образом, положительно сказаться на эффективности. Примечательно, что функционирование многих современных мультимедиа-средств обучения основано на учете данного фактора.

Повышению активности обучаемых в процессе занятий и более эффективному процессу усвоения новых знаний и технологических приемов способствует использование в мультимедиа-ресурсах различных проблемных ситуаций. При этом, имеющихся у обучаемых умений поиска и переработки информации оказывается недостаточно, возникает проблемная ситуация и, как следствие, потребность совершенствовать подобные навыки и умения, прибегая к помощи учителя (воспитателя). Наличие и потребность в решении проблемных ситуаций также является одним из мотивов работы обучаемых с мультимедиа-ресурсами.

Разработка мультмедиа-ресурсов для обучения.

Вопросы отбора содержания образования и воспитания, и как следствие отбора содержания образовательных мультимедиа-ресурсов на сегодняшний день являются сложной и актуальной проблемой, постоянно привлекающей внимание ученых, методистов, преподавателей. Существует большое количество различных подходов к преподаванию, в процессе разработки и реализации которых вырабатывается специфический язык учебных дисциплин, выявляются основные понятия образовательных и воспитательных областей, определяются содержание и структура.

На протяжении всей истории педагогики изучается соотношение науки и учебного предмета, формирование критериев отбора учебного материала на основе методологического анализа состояния и перспектив развития предметных научных отраслей. Учебный предмет представляет собой не результат проецирования соответствующей отрасли науки на обучение и воспитании, а итог дидактической переработки определенной системы знаний, умений и навыков, необходимых для овладения интеллектуальной, материально-практической, социальной или духовной деятельностью.

Предметная область - совокупность понятий, знаний и представлений научной отрасли или отрасли деятельности человека. В то же время под образовательной областью понимается подмножество предметной области, взятое за основу содержания образовательной деятельности и адаптированное к психолого-возрастной специфике контингента обучаемых. Подход к формированию содержания фиксированной образовательной и воспитательной области, значимый для построения содержания мультимедиа-ресурсов сводится к следующим основным этапам:

  1. Определить предметную деятельность проектируемой учебно-познавательной и воспитательной деятельности: очертить круг объектов, вовлекаемых в познавательную деятельность и задать перечень понятий, проблем и методов, с позиций которых выделенный круг объектов будет изучаться;
  2. Сформулировать закономерности, которые должны быть усвоены в рамках учебной дисциплины или воспитательного процесса;
  3. Оценить соотношение между компонентами системы знаний, связанными с описанием, объяснением изучаемых явлений, обоснованием формулируемых закономерностей, с выполнением познавательных действий, предписаний;
  4. Сформулировать общие положения, на знание которых будет опираться формируемая учебная дисциплина, воспитательный процесс;
  5. Сформировать перечень заданий, выполнение которых будет выступать критерием усвоения содержания учебной дисциплины, воспитательного процесса;
  6. Сформулировать перечень задач, значимых с точки зрения развития конкретной профессионально-педагогической деятельности.

Методы использования разработанных мультимедиа-ресурсов в школьном обучении

Рациональная, дидактически обоснованная методика работы обучаемого с конкретными образовательными мультимедиа-ресурсами может быть сведена к следующим основным этапам:

  • изучение и понимание информации, представленной мультимедиа-средствами;
  • прохождение тестирования с использованием мультимедиа-средств;
  • подготовка к работе с интерактивными изданиями и мультимедиа-ресурсами, требующими активной творческой деятельности обучаемого;
  • выполнение индивидуальных заданий;
  • участие в практическом занятии (электронном семинаре, игре, тренинге);
  • участие во внеучебных мероприятиях, имеющих отношение к изучаемой теме и информатизированных на основе использования образовательных мультимедиа-ресурсов.

Кроме описанных преимуществ мультимедиа-средств, используемых в обучении и воспитании, не следует забывать о еще одной очевидной возможности информационных и телекоммуникационных технологий, привносимой в процесс подготовки. Дело в том, что с использованием традиционных методов и средств обучения (учебник, наглядное пособие) темп обучения зависит в основном от усредненных способностей коллектива. С использованием описанных возможностей мультимедиа-ресурсов темп усвоения знаний зависит от индивидуальных особенностей обучаемого. И увеличивается за счет организации связи между пользователем и мультимедиа-средством в реальном масштабе времени. Можно выделить основные аспекты и преимущества использования мультимедиа-средств, полученных на основе обработки данных практики:

1. Любой вид учебной деятельности сопровождается параллельным знакомством со структурой содержания образовательной области;

2. В содержательном материале, предоставляемом обучаемому гарантировано отсутствие смысловых зацикливаний;

3. Методология (траектория) обучения определяется на основании заранее заданного единого алгоритма последовательного обхода содержательных разделов мультимедиа-средства, соответствующего алгоритму обхода вершин иерархической структуры;

4. Приобретается новая возможность сравнительного изучения разных структур одних и тех же понятий, а также одного и того же содержательного материала, структурированного согласно разных критериев;

5. Единообразие подходов к отбору и представлению содержания предметных и образовательных областей, построению интерфейсных и технологических средств сокращает количество материала, требуемого для освоения правил оперирования с различными мультимедиа-средствами;

6. Приобретается возможность использования одних и тех же мультимедиа-средств и мультимедиа-технологий к реализации пассивной деятельности обучаемых по изучению нового содержательного материала и активного творчества по конструированию информационных ресурсов. Все отмеченные методические инновации свидетельствуют о том, что использование мультимедиа-средств и мультимедиа-технологий, привносит новое в методику обучения и воспитания.

Методы развития познавательной активности учащихся с

использованием средств мультимедиа

Общеизвестно, что в обучении применяются самые различные методы. В большинстве случаев преподавание базируется на принципе воспроизведения информации, сообщенной ранее преподавателем. В результате чего у многих учащихся преобладает только воспроизводящее мышление. Это становится препятствием к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и, следовательно, не обеспечивает потенциал роста интеллекта.

Традиционное преподнесение учебного материала - один из наиболее экономных способов передачи знаний учащимся. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех этапах обучения. Но нельзя пользоваться этим методом чрезмерно и без нужды. Необходимо применять и другие методы обучения. Эти слова, в первую очередь, следует отнести к обучению и воспитанию с использованием мультимедиа.

Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов учащегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности учащегося зависит, в первую очередь, от его потребностей и мотивов. Именно потребность стимулирует познавательную деятельность. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.

Можно выделить две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы.

При познавательной мотивации неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, т.е. человека интересует процесс и содержание познаваемого.

При мотивации достижения познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности, т.е. человека интересует результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий, например положительная оценка.

В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека.

Познавательная мотивация способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес. В нашем случае такой деятельностью может стать оперирование обучаемых с мультимедиа-ресурсами. В процессе формирования познавательного мотива происходит ориентировка, актуализация имеющихся у учащихся знаний и способов деятельности, корректировка деятельности на основе сопоставления полученного результата с целью, напряжение волевых усилий. Однако система образования ориентирована преимущественно на стимуляцию именно мотивации достижения.

При использовании форм и методов активного обучения создаются возможности формирования у учащихся познавательной мотивации.

Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника познавательного процесса. Активность его проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Проблемное обучение и самостоятельная работа являются основными средствами активизации учения.

Кроме вынужденной активности указанный метод обладает еще и высокой степенью вовлеченности. Все это развивает стремление к знаниям, возбуждает интерес к изучаемому предмету. Сначала интерес начинается с любопытства, потом перерастает в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому умственному труду. Познавательный интерес имеет очень большую побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Наличие у учащихся постоянного интереса к учению создает условия, при которых их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями преподавателя, что обеспечивает оптимальный уровень активности в учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием мультимедиа-ресурсов.

Говоря о возможных методах поиска мультимедиа-информации, следует помнить, что любой человек по своей природе является исследователем. Его поисковая деятельность заключается в обнаружении особенностей, свойств и характеристик явлений и объектов внешней среды, в определении их сущности и содержания, в оценке ролей, значения. На основе полученной информации он ставит для себя цели и разрабатывает программы своих действий. Познавательная деятельность человека проходит в условиях активно-опережающего восприятия и отражения окружающего мира, решения различного рода проблемных ситуаций, без чего поставленная цель не может быть достигнута. В основе активного обучения и воспитания лежит принцип непосредственного участия, который обязывает преподавателя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем.

Активные методы обучения и воспитания в сочетании с использованием мультимедиа-технологий позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Учащиеся научаются планировать предстоящую работу, рационально организовывать ее выполнение, осуществлять самоконтроль и работать в определенном темпе. При пассивном восприятии информации учащиеся сохраняют в памяти:

  • 10% того, что читают;  20% того, что слышат;  30% того, что видят;  50% того, что видят и слышат.
  • Вместе с тем при активном восприятии информации с использованием мультимедиа-ресурсов школьники удерживают в памяти 80% того, что говорили сами и 90% того, что делали сами.

Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни.

Использование активных методов обучения в сочетании с использованием ресурсов и технологий мультимедиа способствует достижению следующих развивающих целей:

  • формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;
  • развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли;
  • развитие способности анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения;
  • воспитание твердости, необходимой для защиты своих позиций перед другими;
  • совершенствование процессов внимания, памяти, мышления. 

КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ  ЗАВИСИМОСТЬОТ НЕГАТИВНОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА

Упражнение "Преступление одиночества"  (обсуждение фильма И. Сабо "10 минут спустя")

Краткое описание сюжета. Фильм основан на банальной бытовой истории — жена непреднамеренно наносит мужу ножевое ранение, возможно смертельное, его отвозят в больницу, а ее арестовывают. Но это финал фильма — основная часть показывает обыденную жизнь и ее вклад в криминальное поведение обычного человека. Фильм длится 10 минут. Условно фильм можно разделить на три части: приготовление к встрече мужа и празднованию годовщины свадьбы; конфликт и ранение; вторжение служб (парамедиков и милиции).

Основные вопросы для интерпретации фильма (рекомендуется для подготовки к проведению упражнения). Что такое правильная жизнь? Кто из героев фильма ведет себя правильно? В соответствии с какими правилами герои ведут себя правильно, или вопреки каким правилам — неправильно? Каким правилам следует каждый из героев? Как правила каждого из героев влияют на их взаимопонимание? Как герои понимают себя? Что мешает героям понимать себя и друг друга? Как поступок жены (нанесение ранения) будет связан с ее будущим и как он связан с ее прошлым? Что могло бы предотвратить случившееся?

Интерпретация фильма. Желательно, чтобы тренер составил свою интерпретацию фильма — тем более, фильмы таких режиссеров, как Иштван Сабо, могут располагать к неоднозначному пониманию происходящего на экране. Ваша авторская интерпретация происходящего в фильме — мостик к взаимопониманию между вами и подростками. То, как вы анализируете и понимаете фильм, показывает другим людям, какими принципами вы руководствуетесь, как понимаете происходящее. Аналогично, вы можете понять, как подросток "работает" с такими ситуациями. Несомненно, если для работы вы выбираете фильм известного режиссера, у вас есть возможность

  • почитать критические отзывы и рецензии;
  • посмотреть другие фильмы этого режиссера, чтобы выработать общее понимание сути творчества;
  • проанализировать чувства и мысли, которые появляются в связи с увиденным — для выявления контрпереносов и собственных ограничений в понимании фильма.

Эта подготовительная работа имеет смысл в том случае, если вы всерьез хотите использовать технологию кинотерапии в вашей работе. Если вы ограничиваетесь заимствованием несколько упражнений, можете воспользоваться рекомендациями, приведенными ниже.

Фильм будто переворачивает с ног на голову обыденное представление о криминальном поведении и его источниках:

  • преступление совершается не пьяным мужем, но примерной женой;
  • не преступник, а жертва проявляет гнев и агрессию;
  • жена не забита бытом, старается осваивать иностранный язык, сохранять высокие стандарты организации быта;
  • муж не нападает на жену, но выражает недовольство тем, как чрезмерно она заботится о нем, не прислушиваясь к его желаниям и т.д.

Главная героиня фильма, одна и не одна: она нетерпеливо ждет мужа, желая вернуть былую радость повторением праздника, который был в прошлом — поэтому смотрит запись прошлого праздника, скорее всего, годовщины свадьбы. Время от времени она включает и телевизионный курс английского языка, повторяет фразы. Вот приходит муж — его приводят коллеги, он не трезв и хочет одного — покоя. Однако жена предполагает, что он хочет торта, праздника и внимания. Его укладывают, но теперь он просит пива, а пива нет — есть вино. Диалоги мужа и жены то ли случайно, то ли намеренно похожи на диалоги из английского разговорника, который слушает жена — ей хочется следовать правилам и канонам. Может быть, поэтому она не может увидеть потребности мужа, с которым живет не один год (имела возможность, например, понять, что он любит пиво, а не шампанское)?

Ожидания жены сформированы "правильным" образом супруги: уют, красиво накрытый стол, стремление запечатлеть в памяти все важные события к жизни (почему-то считается, что празднование памятных дат — те события, которые должны остаться и в памяти, и на пленке). Обратите внимание на то, что у многих подростков в заключении именно таков образ семейного счастья ("все должно быть правильно - если что-то неправильно, то лучше и вообще не надо"). В то же время и муж кажется "правильным": он требует внимания жены, исполнения своих просьб, пива после изрядного объема выпитого — ведет себя как настоящий мужчина! И вот два этих правильных образа сталкиваются - не это ли становится источником трагедии?

Фильм не дает ответа на вопрос, как следовало бы вести себя женщине, чтобы не попасть в такую ситуацию, — не смотреть телевизор (который она даже не может сделать тише, после того как муж ранен); подумать о том, чего она хочет на самом деле, а после этого принять решение — жить или не жить с этим мужчиной, который явно не разделяет ее представлений о благополучной жизни; мужчине стоило бы обратить внимание на жену; и т.д. И маленький формат фильма провоцирует подумать о том, что даже если бы фильм был длинней, ответ на этот вопрос найти было бы сложно — а потому и судить героев фильма сложно. Скорее, они вызывают жалость, а устройство их жизни — недоумение.

Несомненно, фильм фиксирует некий финал в истории отношений героев — в этот период что-то менять поздно: включенные видеокамера и телевизор как противоположность чеховскому ружью, поскольку уже давно "выстрелили" в своих героев и теперь свидетельствуют о разбитой жизни.

Ход упражнения

  1. Введение в упражнение (объяснение цели просмотра и обсуждения фильма): это фильм то ли о преступлении, то ли о непонимании между людьми, но недостаток взаимопонимания и насилие в этом фильме тесно связаны. Однажды этот фильм увидела молодая замужняя женщина, которая после окончания сказала: "Скоро Новый год — и в этот раз фильм поможет мне не убить сгоряча своего мужа". Однако фильм не предупреждает насилие, а показывает одно из возможных объяснений, почему любящие люди могут убить друг друга.
  2. Просмотр фильма — желательно во время просмотра оказаться вне зоны наблюдения зрителей, но и не мешать им смотреть фильм, проявляя излишний интерес к их реакции.
    1. Выполнение заданий.

3.1. Что герои чувствуют? Цель задания помочь различить наличие чувства и его проявление. Попросите подростков выбрать из списка чувств те, что испытывает жена и муж: вина, отчаяние, раздражение, обида, злость, заботливость, горе, страх. Если подростки указывают на то, что жена не чувствует злости, уточните: "Не чувствует или не показывает?" Попросите подростков проанализировать и сравнить степень открытости героев: чье поведение, мужа или жены, больше соответствует внутреннему состоянию, кто больше сдерживается? Предложите участникам сравнить, какие чувства у героев напоказ и какие остаются внутри. Пусть подростки найдут подтверждение того, какие чувства скрыты, но присутствуют (например, навязчивый просмотр телевизора женой — может быть, это стремление отвлечься от неприятных мыслей). Получается, что и чрезмерная сдержанность, и чрезмерная открытость могут привести к одному и тому же результату? Спросите подростков, что мешает этим людям понимать себя и насколько для них было бы важно понимать себя: "Как вы думаете, насколько хорошо каждый из супругов понимает себя?". Выслушайте ответы подростков: скорее всего, подростки найдут подтверждение тому, что они не понимают друг друга — тогда стоит спросить: "А легко ли понять другого, если не понимаешь себя?"

Рекомендации тренеру: Несомненно, жена чувствует отчаяние - скорее всего, муж пренебрегает ею, предпочитает общество друзей, и она не понимает, чем он недоволен. Но отчаяние прорывается только в финале фильма — когда она понимает, что произошло непоправимое. Скорее всего, она чувствует и гнев, но прячет его, не показывает мужу, что недовольна — но ее навязчивая (чрезмерная) забота и глухота в отношении мужа косвенно показывают, что она рассержена так, что не может понять того, на кого сердится. Жена чувствует и вину — ведь у нее не получается сделать так, чтобы мужу было хорошо, вина замещает привязанность, поскольку переживание вины связано не с тем, что мужу плохо, а с тем, что она — недостаточно хорошая жена (общество осудит). Что же переживает муж? Наверное, усталость и разочарование — ведь его практически "занянчили". А может быть, он так же, как и жена, не очень-то понимает, что чувствует — каждый из них на свой лад отчужден от собственных переживаний. Получается, что муж и жена своим поведением ограничивают понимание друг друга и возможность улучшить отношения.

3.2. Что осталось за кадром? Цель задания показать, как криминальное поведение встроено в другие неурядицы жизни (преступление, алкоголизация, суицид и т.д. могут иметь один и тот же источник происхождения). Такое понимание расположит подростков понимать, с каких маленьких, казалось бы, неурядиц начинается путь к каким-то серьезным нарушениям в жизни человека. Предложите участникам подумать, что негативного уже случилось или могло случиться в этой семье, но это не вошло в историю фильма. Если участникам будет трудно, предложите им список событий (утрата кого-то из близких; невозможность родить ребенка; развод одного или обоих супругов и повторный брак; уход жены с работы; замедление карьеры мужа или неприятности на работе; измена; чрезмерное употребление алкоголя). Можно предложить подросткам составить историю семьи: разделите подростков на группы, пусть каждая группа составит биографию семьи, напишет на листе события, которые происходили от момента знакомства до финального момента в фильме.

Рекомендации тренеру: История семьи может включать события трех типов: события в жизни жены, мужа и собственно семейной пары. (Такой прием используют семейные терапевты, раскладывая прошлое семьи на три составляющие: мужа, жены и общие семейные события.) Пусть подростки включат события, связанные с профессиональной жизнью мужа и жены; их отношениями со своими родственниками (например, родителями); истории болезней и т.д. Существует точка зрения, что деструкция семьи связана как с недостатком "личных" событий в жизни людей семейных, так и с их дисбалансом (у одного из супругов таких событий много больше, чем у другого) или недостатком общих семейных событий. Где тот баланс между событиями, который обеспечивает благополучное самочувствие членов семьи? Ситуация в фильме основана на полном включении жены в дела семьи (когда у жены практически нет своей жизни) и отчужденности мужа. Но что было до того, как сложились такие отношения? Скорее всего, жене было проще погрузиться в семью, постепенно отделываясь от всех своих дел, чем искать баланс семейной и независимой жизни. Тогда как муж все больше уходил в "свою" жизнь, может быть, он ходил на спортивные матчи, ездил с друзьями на рыбалку и т.д.

3.3. Волшебные действия. Цель задания обсуждение стратегий совладающего поведения в ситуации семейного конфликта. Задание подростку: если бы вы были всемогущим волшебником, что стоило бы изменить, добавить или убрать в семейную жизнь этих людей и когда).

Рекомендации тренеру: Есть стратегии, направленные на себя, а есть — на отношения. Несомненно, важно вывести подростков на понимание того, как важно в первую очередь помочь себе, понять, чего же хочется, что приносит счастье и радость. Поэтому важно расположить подростков ответить на вопрос: "В чем может найти счастье эта женщина?" — если в ответ подростки будут говорить о поведении мужа, попросите их подумать о том, кто она, кроме того, что жена, какие еще роли ей важно сыграть по жизни. Также спросите, в чем счастье мужа, кто он, кроме того, что муж. Предложите подросткам составить письмо от имени жены к мужу и от имени мужа жене — где каждый мог бы проговорить, что ему мешает, что хотелось бы изменить в жизни и в поведении партнера.

Рекомендации по использованию упражнения: Упражнение может использоваться как отдельное занятие, например, в рамках школы подготовки к освобождению. Упражнение может использоваться в рамках занятия — например, по теме "Семья". Специалисту имеет смысл познакомиться с описанием трех типов семей, чтобы предложить подросткам определиться с тем, какого типа семья, показанная в фильме. Чем лучше сам специалист применит к анализу фильма теоретический материал этого пособия и других руководств по работе с семьей, тем более готовым он окажется к каверзным вопросам подростка.

Этапы работы с медиапрограммами 

Работа с медиапрограммами является замечательной восстановительной технологией в ранней профилактике правонарушений.

Медиаканалы – работа правого полушария.

Медиапсихология – восприятие образа.

Медиапсихотерапия – личностные проблемы.

Этапы работы

  1. Отслеживание своих эмоций
  2. Прочувствование данного сюжета, образа
  3. Аналитическая работа
  4. Рефлексия чувств (Что вы сейчас чувствуете?)

Алгоритм работы с медиапрограммами

  1. Подготовительный этап  - презентация «Конфликт в вашем понимании, что это?», цель работы, временные границы.

 Правила работы:

  1. Тишина во время просмотра сюжета
  2. Один говорит – все слушают
  3. Поднятая рука
  4. Добровольность
  5. Здесь и теперь

2. Постановка индивидуальных целей. Важно, чтобы каждый поставил свою цель. Например: тема «Взаимоотношение с родителями». Что ты хочешь понять, узнать? Можно цель записать.

     3. Просмотр видеоматериала.

     4. Пауза от 3 до 7 минут (побыть наедине с собой)

       5. Круг индивидуальных высказываний. Необходимо создать коммуникативное пространство, т.е. знать, их не осудят. Если нет доверия, то необходимо провести игру на коммуникативность.

Вопросы

  1. О чём тебе говорит этот отрывок?
  2. Что тебе в жизни напоминает сюжет этого фильма?
  3. Какие моменты вызвали наиболее яркие и сильные эмоции?
  4. Что ты чувствовал после просмотра?
  5. На что побуждает тебя этот фильм?
  6. Если фильм – это обращение автора к тебе, то как бы ты ему ответил?

Группа делится на подгруппы и обсуждают отрезок фильма по данным вопросам.

Общий круг. Обсуждение ответов, объединение ответов.

Дискуссия.  Ведущий помогает формулировать мысль, отражает эмоции участников. Важно в резюмировании подвести общий итог по этому фильму.

Рефлексия. К чему пришел в результате работы. Обратиться к целям, которые прописали.

  1. Что тебе дало участие в этой дискуссии?
  2. Как ты теперь понимаешь фильм?
  3. Что ты сейчас чувствуешь после проделанной работы, изменилось ли состояние?

Предложить нарисовать своё состояние или выразить пословицей.

Можно задать каждой микрогруппе разную тематику – прошлое, настоящее, будущее героев.

Главное не давать своих оценок героям, говорить только о своих эмоциях и чувствах.

Психотерапевтическая работа – закончи фильм.

Вопросы к фильму «Горькая правда о пиве»

 

  1. Что ты сейчас чувствуешь?
  2. В чем заключается проблема героев данного фильма?
  3. Попадал ли ты (либо твои друзья) в подобные ситуации?
  4. Твое отношение к распитию алкогольных напитков?
  5. Опиши внутренние ощущения, находясь в состоянии  опьянения?
  6. Какие последствия может вызвать опьянения (другие вредные привычки)?

 

  1. Что ты сейчас чувствуешь?
  2. В чем заключается проблема героев данного фильма?
  3. Попадал ли ты (либо твои друзья) в подобные ситуации?
  4. Твое отношение к распитию алкогольных напитков?
  5. Опиши внутренние ощущения, находясь в состоянии  опьянения?
  6. Какие последствия может вызвать опьянения (другие вредные привычки)?

 

  1. Что ты сейчас чувствуешь?
  2. В чем заключается проблема героев данного фильма?
  3. Попадал ли ты (либо твои друзья) в подобные ситуации?
  4. Твое отношение к распитию алкогольных напитков?
  5. Опиши внутренние ощущения, находясь в состоянии  опьянения?
  6. Какие последствия может вызвать опьянения (другие вредные привычки)?

 

  1. Что ты сейчас чувствуешь?
  2. В чем заключается проблема героев данного фильма?
  3. Попадал ли ты (либо твои друзья) в подобные ситуации?
  4. Твое отношение к распитию алкогольных напитков?
  5. Опиши внутренние ощущения, находясь в состоянии  опьянения?
  6. Какие последствия может вызвать опьянения (другие вредные привычки)?

 

  1. Что ты сейчас чувствуешь?
  2. В чем заключается проблема героев данного фильма?
  3. Попадал ли ты (либо твои друзья) в подобные ситуации?
  4. Твое отношение к распитию алкогольных напитков?
  5. Опиши внутренние ощущения, находясь в состоянии  опьянения?
  6. Какие последствия может вызвать опьянения (другие вредные привычки)?
  7. Что ты сейчас чувствуешь?
  8. В чем заключается проблема героев данного фильма?
  9. Попадал ли ты (либо твои друзья) в подобные ситуации?
  10. Твое отношение к распитию алкогольных напитков?
  11. Опиши внутренние ощущения, находясь в состоянии  опьянения?
    1. Какие последствия может вызвать опьянения (другие вредные привычки)?

 

Анкета  отзывов