Плотникова Фаина Ивановна,

заместитель директора по социальной и воспитательной работе,

Государственное казенное учреждение социального обслуживания 

Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

 Ильинского района,

kt200@mail.ru

 

Проектная деятельность как эффективный инструмент в работе с детьми и родителями.

Значение проектирования в работе с детьми и родителями велико, особенно в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Это, в первую очередь - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений.

На протяжении последних пяти лет проектная деятельность успешно внедряется в учреждении и является основой для  традиционных  конкурсов:

   - зимних и летних участков;

 - инновационных социальных проектов поддержки детей и родителей.

Конкурсы участков направлены на улучшение развивающей среды, способствуют  повышению эффективности воспитательно - реабилитационного процесса с детьми, развитию  творческих  способностей, подготовке к самостоятельной жизни. Воспитанники учатся превращать бросовый и природный материал в оригинальные постройки, работая на участке, создают разнообразные цветники, узнают об уходе за  различными растениями, кустарниками, деревьями. Тем самым,  дети получают неоценимую помощь для успешной  социализации в обществе.

Результаты конкурсов зимних и летних участков позволяют коллективам сотрудников и воспитанников участвовать в различных конкурсах  на уровне Пермского края и России. Например, зимний участок приемного отделения был объединен одной композицией «ТРОПАМИ ПЕРМСКОГО КРАЯ», оригинальная идея способствовала  участию в Российском фотоконкурсе «Зимние забавы» и помогла стать абсолютным победителем.  

В  марте 2021 года воспитанники и педагоги Карагайского филиала района выиграли грант Российского благотворительного фонда «АК БАРС-СОЗИДАНИЕ» в конкурсе детских бизнес - идей «Благопредприниматель» с проектом «Растем вместе». Апрель начался с активной деятельности по воплощению идеи в жизнь, на выигранные средства была приобретена теплица для выращивания цветочной и овощной рассады.

В течение всего лета сотрудники и воспитанники учреждения работали над реализацией  проектов по созданию  цветников и развивающей среды на летних участках. Большое внимание уделялось оформлению цветочных и игровых  зон. Воплотились в жизнь разнообразные проекты: «Солнечный город», «Творим! Мечтаем! Создаем!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Результаты проектов удивили оригинальными превращениями бросового и природного материалов, разнообразными цветочными композициями и позволили участвовать в краевом конкурсе «Уютный дворик», где Карагайский филиал занял 2 место в номинации «Самый уютный дворик».

В конце календарного года в учреждении традиционно проходит конкурс  инновационных социальных проектов поддержки детей и родителей,  целью которого является  выявление, распространение и  поддержка лучших проектов, использующих инновационные технологии в работе с детьми и родителями.

На конкурс предоставляются проекты, направленные на решение проблем воспитанников учреждения, восстановление детско – родительских отношений.

            При подведении итогов учитываются  основные критерии оценки:

- актуальность решаемой социальной проблемы и значимость проекта в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также законных представителей;

-  использование инновационных социальных технологий, моделей и методик для достижения целей и задач проекта;

- выполнение показателей эффективности реализации проекта.

            Каждое отделение готовит отчет по реализации проекта и презентует новый проект на следующий год. Анализируя данную деятельность, можно сделать вывод, что специалисты отделений грамотно и творчески подходят к разработке, планированию и достижению результатов. Здесь очень важно найти инновации, которые будут способствовать решению главной проблемы. В ходе реализации проектов специалисты используют инновационные технологии:

- проектная деятельность;

- восстановительные технологии;

- наставничество;

- коллективно – творческая деятельность;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно - коммуникативные технологии;

- многие  виды арттерапи: сказкатерапия, музыкатерапия, фототерапия, песочная терапия, кинотерапия, куклатерапия, телесно-ориентированная терапия (вовлечение родителей и детей в совместную деятельность).

Используемые инновационные формы:

- ведение дневниковых записей;

- детско – родительские пары (привлечение успешных родителей);

- видео – письма родителям;

- письмо ребенка о родителях в газету учреждения;

- подарки-сюрпризы из дома или домой.

Темы проектов различны: «Навстречу друг другу», «Не вместе, а рядом», «Семья, согретая любовью», «Хорошие родители», «Семейное путешествие», «Будущее без правонарушений», но их объединяет одно - своевременная помощь в разрешении детско – родительских проблем.

         Таким образом, проектная деятельность – эффективный инструмент в работе с детьми и родителями, позволяет достичь положительных результатов работы:

- все воспитанники (100%) успешно адаптируются в условиях Центра;

- 70% детей возвращаются в кровные семьи, где семейные конфликты урегулированы и восстановлены детско – родительские отношения;

- 20% подростков ориентируются и помещаются на дальнейшее жизнеустройство в замещающие семьи;

- на 40% снизилось количество повторного помещения несовершеннолетних в учреждение.

      посмотреть презентацию