Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Роль  инновационных социальных проектов в работе с семьей

 

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

 

В течение 2018 года специалисты СС СВГ реализовали  инновационные социальные проекты по поддержке семей и родителей: «Самый лучший день» и «Это важное слово – СЕМЬЯ».

Основная цель проектов – это установление гармоничных взаимоотношений родителя с ребенком, которая решалась через следующие задачи:

1. Повысить уровень психологической культуры родителей;

2. Стабилизировать психоэмоциональное состояние детей;

3. Формировать  положительную  привязанность между родителем и ребенком;

4. Расширить возможности понимания  родителем своего ребенка;

5. Выработать  новые навыки взаимодействия  родителя с ребенком;

6.Научить родителей способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникнуть у родителя с ребенком;                              

 7.Способствовать самораскрытию родителя и ребенка, развитию  их творческого потенциала.

8. Развивать партнерские отношения с семьей при активном сотрудничестве с другими субъектами профилактики.

9. Формировать  позитивное отношение к  здоровому  образу жизни, мотивация к проведению совместного досуга родителей и детей.

10. Научить использовать различные техники понимания друг друга.

Проекты  были направлены на  объединение семьи, на развитие  отношений партнерства и сотрудничества  родителя с ребенком.

Основной смысл  проектов – помочь родителю создать особое пространство общения, в котором он сможет сфокусироваться на своем ребенке,  и просто побыть с ним  рядом.

Новизна заключалась в комплексном подходе к проблемам детско – родительских отношений: в освобождении ребенка от негативных эмоциональных переживаний, развитии эмоционального мира родителя и ребенка, обогащении поведенческого репертуара участников, развитии  позитивного взаимодействия детей и родителей. Достаточно много времени отводилось на развитие творческого потенциала  проявлению открытости, непосредственности, эмпатии, способности радоваться успехам друг друга.

Основные технологии, применяемые при реализации проектов: «Систематическое создание ситуации успеха», «Интенсивная семейная терапия», «Социально-образовательный лифт», здоровьесберегающие технологии.

Основные мероприятия проектов:

1. Просветительская работа с родителями – беседы, лекции, рекомендации,  обучающие занятия - тренинги.

2. Совместные детско – родительские  занятия  обучающего характера.

3. Творческие мастерские.

4. Детско – родительские игры, разной тематики и направленности.

5. Походы на природу.

6. Экскурсии по поселку.

7. Совместные чаепития.

9. Совместное приготовление любимых блюд.

10. Совместное заполнение Книги Жизни.

11. Диагностика родителей   -  получение родителями новой информации о себе,  направлена на осознание родителями основ своего характера и  поведения, развития желания к самообразованию, самосовершенствованию и самоизменению.

Проекты осуществлялись под руководством заведующей  СС СВГ Малыгиной О.В.

В проектах были задействованы специалисты СС СВГ, воспитатели СВГ, специалисты библиотек, специалисты Верещагинского районного музейно-культурного центра, коллектив  МБДОУ «Зюкайский детский сад № 3»,  специалисты Зюкайского споселения.

В  начале каждого месяца проводилось совещание, на котором:

- обсуждался и анализировался каждый День общения родителей с детьми, отслеживались особенности детско – родительских отношений в процессе их взаимодействия, отмечались трудности поддержания контакта между ними, а также намечаются дальнейшие шаги для гармонизации этих отношений;

- обговаривалась  схема мероприятий следующего Дня  общения детей с родителями;

- планировалась  подготовительная работа;

-продумывались пригласительные открытки  и рассылались  родителям воспитанников.

После завершения каждого мероприятия осуществляется обратная связь со всеми участниками в виде анкетирования, рисунков и отзывов о проведенном дне, а также через телефонные звонки, посещение кровной семьи, запросы в субъекты профилактики. В течение всего периода реализации проекта оформлялись и пополнялись «Книги жизни» н/л.

Мониторинг (контрольные срезы) проводились в начале  работы по проекту, и через каждые три месяца.

Мероприятия  проекта освещались на страничку ВК,  сайте учреждения -   фотоотчеты,  пресс-релизы, а также на сайте  ММБУК «ВЦРБ» Зюкайская сельская библиотека, в районной газете с. Сива «На родной земле». Создан альбом  по реализации проекта, в который входят отчеты о проведенных мероприятиях, образцы  пригласительных открыток,  образцы дипломов  удостоверяющих получение участниками  проекта каких – либо  жизненно – важных навыков, анкеты, рисунки,  отзывы участников проекта.

В работе с детьми отслеживалась:

 -удовлетворенность  воспитанников жизнедеятельностью  учреждения;

-нравственная  воспитанность несовершеннолетних;

 - динамика  эмоционального благополучия ребенка по диагностическим материалам - проективная методика  диагностики эмоционального состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста – «Барометр настроения»; Методика  «Самооценка эмоционального состояния»»; Наблюдение; Интервью – опрос, методика «Круги» (Диаграмма добра и зла).

В работе с родителями:

-удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество;

-степень  доверия родителей  специалистам учреждения;

-рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;

-изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону;

-практическое использование навыков конструктивного общения.

-динамика  изменений  детско – родительских  взаимоотношений. ( Методика: Семейная социограмма; Методика  «Самочувствие активность — настроение»; Наблюдение; Интервью – опрос;  Тест родительского отношения к детям (ОРО).

Основные мероприятия проекта, проведенные специалистами:

1. «День Чудес».  Повысился уровень юридической  осведомленности родителей;  Мероприятие  способствовало развитию мелкой моторики, тактильных ощущений. Детско – родительский   день способствовал созданию положительного эмоционального настроя на дальнейшее сотрудничество со специалистами учреждения. Прибавил  детям и родителям  опыта совместной игры, развивал фантазию, и воображение.

2.  «День Веселья и радости». Дети и их родители  получили возможность побывать в разных ролях, получили опыт совместной игры и обустройства общего пространства. Кроме того,  мероприятия   проведенные специалистами в этот день способствовали созданию положительного эмоционального состояния детей и взрослых. 

3.  «День Счастливых улыбок». У участников мероприятий, прошедших мероприятий проводимых в течении  дня появилось бодрое, жизнерадостное настроение, способствующее повышению жизненного тонуса и психологической устойчивости. И родители, и  их дети  научились  защищаться  от  стрессов,  обрели уверенность в собственных силах и возможностях.  «День счастливых улыбок» настроил  родителей на мобилизацию сил,  что поможет им  в дальнейшем  не поддаваться даже самым тяжелым проблемам. Активизировался  творческий потенциал  и родителей и ребенка.

4. «День домашних пирогов». Мероприятия прошедшего дня  способствовали созданию положительного настроения у всех участников проекта,  реализации двигательной потребности детей и взрослых.  Развитию у детей пространственного восприятия, активизации  внимания, чувства эмпатии.

5. «День обнимашек».  Развитие и совершенствование навыков общения и взаимодействия.  - Дети  и их родители учились управлению собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, а также  навыкам адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Была отмечена высокая творческая  активность всех участников проекта.

6. «День воздушных шариков». Все мероприятия прошедшего Дня были направлены на  развитие и у детей, и у их родителей нравственности – воспитание  добрых  чувств,  справедливости,  а также  уверенности и решительности.

7. «День семьи, любви и верности». В результате проведенных в течение дня мероприятий  дети почувствовали свою принадлежности к семье, поняли, что при поддержке родителей, они могут быть успешней вдвойне, у детей повысилась уверенность в себе и своих способностях. Родители осознали, что дети – это неотъемлемая часть семьи.

8.  «День гуляния под зонтиком любви». В результате  проведенных в течение Дня  мероприятий у родителей расширились  возможности понимания  своего ребенка. Сформировалась потребность организации своего досуга в активных формах.

9. «День исполнения желаний».  Прошедший день  помог детям,  и  их родителям  прочувствовать принадлежность  к семье, а также увидеть себя успешными, что  способствует в дальнейшем повышению уверенности в себе. Дети и взрослые  получили  «море»  позитивных эмоций.

10. «День  сладостей»  развивал у  детей и взрослых  творческое восприятие семейных ценностей.

11. «День родных и близких» способствовал возрождению нравственно – этических норм и традиций семейного уклада. – У детей и взрослых развивались чувства доброты, отзывчивости, трудолюбия, добросовестности, ответственности, бережного отношения  друг к  другу. 

12. Родительская гостиная «Родолад» где специалист детской районной библиотеки познакомила  с наукой «Родолад», с искусством наводить порядок в своей жизни, давать лад своему роду. Дали понятие о семье, о роли мужчины и женщины в семье. А после этого для всех проведен мастер- класс по изготовлению цветка в технике торцевание. Дети  и родители совместно украсили свое «Семейное сердце».  Мероприятие завершилось чаепитием  со сладкими пирогами и блинчиками.  Дети и родители унесли с собой хорошее настроение.

13.Творческая мастерская «Моя родословная» мотивировали детей и родителей узнавать историю своей семьи, учили понимать ее ценность, гордиться за свою семью.

14. Познавательная игра ««Мы хотим жить» Дети вместе с взрослыми разгадывали ребусы, кроссворды,  читали стихи по теме, делали антирекламу сигарет и защищали ее, подводя  к выводу, что никогда не надо прикасаться к сигарете и всегда нужно вести здоровый образ жизни.   Вспомнили и обобщили советы для тех, кто не курит. В итоге мнение большинства детей сошлось в том, что многое зависит  от нас самих, от того, какие привычки у нас преобладают, что надёжный щит при этом – здоровый образ жизни.

15. Деловая игра - путешествие  по городу Здоровья. Путешествуя  по городу Здоровья, дети  и кровные родители посетили остановки «Здравпункт» здесь участники обсуждали, что же такое режим дня, «Дом знатоков» на этой остановке поиграли в игру «Доскажи пословицу», на остановке «Стадион» прошла зарядка, затем дети попали на «Улицу литературную» где дети сочиняли четверостишья по данной теме,  на остановке «Бульвар сплочения» психологом с детьми и родителями проведен тренинг, задачей которого, было показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их, на остановке «Площадь театральная», взрослые показали сказку про то, как мишка – Топтыжка секрет здоровья узнавал, на последней остановке «Проспект творческий» все  согласившиеся с выражением «Ваше здоровье - в ваших руках» с удовольствием приклеили свои ладошки к эмблеме здоровья.В завершении участники получили памятки «Кодекс Здоровья», лечебные стихи,  и напутствие для всех участников «Берегите здоровье, ваше здоровье – в ваших руках».

16. Тур выходного дня «Вместе весело шагать». Учили родителей организовывать семейный досуг. Вручили памятки подвижных игр на свежем  воздухе. Отрабатывали  навыки правильного поведения с детьми.

17. Творческая мастерская «В гости к нашим предкам» Дети и взрослые строили жилища, мастерили удочки и ловили рыбу, изготовляли одежду и украшения,  рисовали наскальные изображения, делали  копья и охотились, вылепливали чашу и занимались собирательством. Все вместе в кругу исполнили танец доисторических людей, который  вызвал бурю положительных эмоций не только у детей, но и у взрослых.

18. День открытых дверей «Вот так мы живем». Для родителей была подготовлена презентация, о том,  как  дети живут в СВГ, чем занимаются. Дети комментировали  каждый кадр, перебивая друг друга,  рассказывали родителям о своих впечатлениях,  оставшихся после каждого мероприятия.  Готовились дети заранее,  делали  подарки своими руками, читали  стихи и пели песенки. Родители приехали не с пустыми руками, дети были в полном восторге. А после этого отправились в Сивинский парк, поиграть и пообщаться с родителями. Время провели с пользой,  свежий воздух, отличная погода,  детям очень понравилось играть вместе с родителями,  проводить совместно досуг. Ребята  остались довольны и с нетерпением ждали каждой следующей встречи с родителями. 19. Тренинг «Возьмемся за руки друзья» Родители и дети научились приемам снятия злобы, раздражительности, агрессивности. Рассказали  как детские впечатления, претензии, обиды,  взаимоотношения родителей  и детей влияют на формирование судьбы собственных детей.

В результате реализации проекта:

- увеличилось количество родителей принимающих участие в проекте 75% от общего количества.

. увеличились возвраты н/л в кровные семьи - 57% .

- укрепление детско – родительских отношений.

- повторных возвратов н/л из кровных семей 1 несовершеннолетний 9 %.

-сокращение периода проживания ребенка в условиях семейных воспитательных групп: 55 % до 3-х месяцев, 45% свыше трех месяцев.

Самое главное,  улучшились взаимоотношения между родителями и ребенком. Родители в процессе реализации проекта стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными, более чувствительными к своим детям, учились   быть понимающими и поддерживающими взрослыми.

Считаем, что данные проекты будут  хорошо работать   и в других учреждениях, тематика  может меняться в зависимости от запроса родителей  и детей,  возраста  ребят, их индивидуальных особенностей. Главное, чтобы все мероприятия проходили ярко, оригинально, и остались в  памяти и детей и их родителей  на долгие годы.