Роль инновационных социальных проектов в работе с семьей
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва)
В течение 2018 года специалисты СС СВГ реализовали инновационные социальные проекты по поддержке семей и родителей: «Самый лучший день» и «Это важное слово – СЕМЬЯ».
Основная цель проектов – это установление гармоничных взаимоотношений родителя с ребенком, которая решалась через следующие задачи:
1. Повысить уровень психологической культуры родителей;
2. Стабилизировать психоэмоциональное состояние детей;
3. Формировать положительную привязанность между родителем и ребенком;
4. Расширить возможности понимания родителем своего ребенка;
5. Выработать новые навыки взаимодействия родителя с ребенком;
6.Научить родителей способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникнуть у родителя с ребенком;
7.Способствовать самораскрытию родителя и ребенка, развитию их творческого потенциала.
8. Развивать партнерские отношения с семьей при активном сотрудничестве с другими субъектами профилактики.
9. Формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, мотивация к проведению совместного досуга родителей и детей.
10. Научить использовать различные техники понимания друг друга.
Проекты были направлены на объединение семьи, на развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Основной смысл проектов – помочь родителю создать особое пространство общения, в котором он сможет сфокусироваться на своем ребенке, и просто побыть с ним рядом.
Новизна заключалась в комплексном подходе к проблемам детско – родительских отношений: в освобождении ребенка от негативных эмоциональных переживаний, развитии эмоционального мира родителя и ребенка, обогащении поведенческого репертуара участников, развитии позитивного взаимодействия детей и родителей. Достаточно много времени отводилось на развитие творческого потенциала проявлению открытости, непосредственности, эмпатии, способности радоваться успехам друг друга.
Основные технологии, применяемые при реализации проектов: «Систематическое создание ситуации успеха», «Интенсивная семейная терапия», «Социально-образовательный лифт», здоровьесберегающие технологии.
Основные мероприятия проектов:
1. Просветительская работа с родителями – беседы, лекции, рекомендации, обучающие занятия - тренинги.
2. Совместные детско – родительские занятия обучающего характера.
3. Творческие мастерские.
4. Детско – родительские игры, разной тематики и направленности.
5. Походы на природу.
6. Экскурсии по поселку.
7. Совместные чаепития.
9. Совместное приготовление любимых блюд.
10. Совместное заполнение Книги Жизни.
11. Диагностика родителей - получение родителями новой информации о себе, направлена на осознание родителями основ своего характера и поведения, развития желания к самообразованию, самосовершенствованию и самоизменению.
Проекты осуществлялись под руководством заведующей СС СВГ Малыгиной О.В.
В проектах были задействованы специалисты СС СВГ, воспитатели СВГ, специалисты библиотек, специалисты Верещагинского районного музейно-культурного центра, коллектив МБДОУ «Зюкайский детский сад № 3», специалисты Зюкайского споселения.
В начале каждого месяца проводилось совещание, на котором:
- обсуждался и анализировался каждый День общения родителей с детьми, отслеживались особенности детско – родительских отношений в процессе их взаимодействия, отмечались трудности поддержания контакта между ними, а также намечаются дальнейшие шаги для гармонизации этих отношений;
- обговаривалась схема мероприятий следующего Дня общения детей с родителями;
- планировалась подготовительная работа;
-продумывались пригласительные открытки и рассылались родителям воспитанников.
После завершения каждого мероприятия осуществляется обратная связь со всеми участниками в виде анкетирования, рисунков и отзывов о проведенном дне, а также через телефонные звонки, посещение кровной семьи, запросы в субъекты профилактики. В течение всего периода реализации проекта оформлялись и пополнялись «Книги жизни» н/л.
Мониторинг (контрольные срезы) проводились в начале работы по проекту, и через каждые три месяца.
Мероприятия проекта освещались на страничку ВК, сайте учреждения - фотоотчеты, пресс-релизы, а также на сайте ММБУК «ВЦРБ» Зюкайская сельская библиотека, в районной газете с. Сива «На родной земле». Создан альбом по реализации проекта, в который входят отчеты о проведенных мероприятиях, образцы пригласительных открыток, образцы дипломов удостоверяющих получение участниками проекта каких – либо жизненно – важных навыков, анкеты, рисунки, отзывы участников проекта.
В работе с детьми отслеживалась:
-удовлетворенность воспитанников жизнедеятельностью учреждения;
-нравственная воспитанность несовершеннолетних;
- динамика эмоционального благополучия ребенка по диагностическим материалам - проективная методика диагностики эмоционального состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста – «Барометр настроения»; Методика «Самооценка эмоционального состояния»»; Наблюдение; Интервью – опрос, методика «Круги» (Диаграмма добра и зла).
В работе с родителями:
-удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество;
-степень доверия родителей специалистам учреждения;
-рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
-изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону;
-практическое использование навыков конструктивного общения.
-динамика изменений детско – родительских взаимоотношений. ( Методика: Семейная социограмма; Методика «Самочувствие активность — настроение»; Наблюдение; Интервью – опрос; Тест родительского отношения к детям (ОРО).
Основные мероприятия проекта, проведенные специалистами:
1. «День Чудес». Повысился уровень юридической осведомленности родителей; Мероприятие способствовало развитию мелкой моторики, тактильных ощущений. Детско – родительский день способствовал созданию положительного эмоционального настроя на дальнейшее сотрудничество со специалистами учреждения. Прибавил детям и родителям опыта совместной игры, развивал фантазию, и воображение.
2. «День Веселья и радости». Дети и их родители получили возможность побывать в разных ролях, получили опыт совместной игры и обустройства общего пространства. Кроме того, мероприятия проведенные специалистами в этот день способствовали созданию положительного эмоционального состояния детей и взрослых.
3. «День Счастливых улыбок». У участников мероприятий, прошедших мероприятий проводимых в течении дня появилось бодрое, жизнерадостное настроение, способствующее повышению жизненного тонуса и психологической устойчивости. И родители, и их дети научились защищаться от стрессов, обрели уверенность в собственных силах и возможностях. «День счастливых улыбок» настроил родителей на мобилизацию сил, что поможет им в дальнейшем не поддаваться даже самым тяжелым проблемам. Активизировался творческий потенциал и родителей и ребенка.
4. «День домашних пирогов». Мероприятия прошедшего дня способствовали созданию положительного настроения у всех участников проекта, реализации двигательной потребности детей и взрослых. Развитию у детей пространственного восприятия, активизации внимания, чувства эмпатии.
5. «День обнимашек». Развитие и совершенствование навыков общения и взаимодействия. - Дети и их родители учились управлению собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, а также навыкам адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Была отмечена высокая творческая активность всех участников проекта.
6. «День воздушных шариков». Все мероприятия прошедшего Дня были направлены на развитие и у детей, и у их родителей нравственности – воспитание добрых чувств, справедливости, а также уверенности и решительности.
7. «День семьи, любви и верности». В результате проведенных в течение дня мероприятий дети почувствовали свою принадлежности к семье, поняли, что при поддержке родителей, они могут быть успешней вдвойне, у детей повысилась уверенность в себе и своих способностях. Родители осознали, что дети – это неотъемлемая часть семьи.
8. «День гуляния под зонтиком любви». В результате проведенных в течение Дня мероприятий у родителей расширились возможности понимания своего ребенка. Сформировалась потребность организации своего досуга в активных формах.
9. «День исполнения желаний». Прошедший день помог детям, и их родителям прочувствовать принадлежность к семье, а также увидеть себя успешными, что способствует в дальнейшем повышению уверенности в себе. Дети и взрослые получили «море» позитивных эмоций.
10. «День сладостей» развивал у детей и взрослых творческое восприятие семейных ценностей.
11. «День родных и близких» способствовал возрождению нравственно – этических норм и традиций семейного уклада. – У детей и взрослых развивались чувства доброты, отзывчивости, трудолюбия, добросовестности, ответственности, бережного отношения друг к другу.
12. Родительская гостиная «Родолад» где специалист детской районной библиотеки познакомила с наукой «Родолад», с искусством наводить порядок в своей жизни, давать лад своему роду. Дали понятие о семье, о роли мужчины и женщины в семье. А после этого для всех проведен мастер- класс по изготовлению цветка в технике торцевание. Дети и родители совместно украсили свое «Семейное сердце». Мероприятие завершилось чаепитием со сладкими пирогами и блинчиками. Дети и родители унесли с собой хорошее настроение.
13.Творческая мастерская «Моя родословная» мотивировали детей и родителей узнавать историю своей семьи, учили понимать ее ценность, гордиться за свою семью.
14. Познавательная игра ««Мы хотим жить» Дети вместе с взрослыми разгадывали ребусы, кроссворды, читали стихи по теме, делали антирекламу сигарет и защищали ее, подводя к выводу, что никогда не надо прикасаться к сигарете и всегда нужно вести здоровый образ жизни. Вспомнили и обобщили советы для тех, кто не курит. В итоге мнение большинства детей сошлось в том, что многое зависит от нас самих, от того, какие привычки у нас преобладают, что надёжный щит при этом – здоровый образ жизни.
15. Деловая игра - путешествие по городу Здоровья. Путешествуя по городу Здоровья, дети и кровные родители посетили остановки «Здравпункт» здесь участники обсуждали, что же такое режим дня, «Дом знатоков» на этой остановке поиграли в игру «Доскажи пословицу», на остановке «Стадион» прошла зарядка, затем дети попали на «Улицу литературную» где дети сочиняли четверостишья по данной теме, на остановке «Бульвар сплочения» психологом с детьми и родителями проведен тренинг, задачей которого, было показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их, на остановке «Площадь театральная», взрослые показали сказку про то, как мишка – Топтыжка секрет здоровья узнавал, на последней остановке «Проспект творческий» все согласившиеся с выражением «Ваше здоровье - в ваших руках» с удовольствием приклеили свои ладошки к эмблеме здоровья.В завершении участники получили памятки «Кодекс Здоровья», лечебные стихи, и напутствие для всех участников «Берегите здоровье, ваше здоровье – в ваших руках».
16. Тур выходного дня «Вместе весело шагать». Учили родителей организовывать семейный досуг. Вручили памятки подвижных игр на свежем воздухе. Отрабатывали навыки правильного поведения с детьми.
17. Творческая мастерская «В гости к нашим предкам» Дети и взрослые строили жилища, мастерили удочки и ловили рыбу, изготовляли одежду и украшения, рисовали наскальные изображения, делали копья и охотились, вылепливали чашу и занимались собирательством. Все вместе в кругу исполнили танец доисторических людей, который вызвал бурю положительных эмоций не только у детей, но и у взрослых.
18. День открытых дверей «Вот так мы живем». Для родителей была подготовлена презентация, о том, как дети живут в СВГ, чем занимаются. Дети комментировали каждый кадр, перебивая друг друга, рассказывали родителям о своих впечатлениях, оставшихся после каждого мероприятия. Готовились дети заранее, делали подарки своими руками, читали стихи и пели песенки. Родители приехали не с пустыми руками, дети были в полном восторге. А после этого отправились в Сивинский парк, поиграть и пообщаться с родителями. Время провели с пользой, свежий воздух, отличная погода, детям очень понравилось играть вместе с родителями, проводить совместно досуг. Ребята остались довольны и с нетерпением ждали каждой следующей встречи с родителями. 19. Тренинг «Возьмемся за руки друзья» Родители и дети научились приемам снятия злобы, раздражительности, агрессивности. Рассказали как детские впечатления, претензии, обиды, взаимоотношения родителей и детей влияют на формирование судьбы собственных детей.
В результате реализации проекта:
- увеличилось количество родителей принимающих участие в проекте 75% от общего количества.
. увеличились возвраты н/л в кровные семьи - 57% .
- укрепление детско – родительских отношений.
- повторных возвратов н/л из кровных семей 1 несовершеннолетний 9 %.
-сокращение периода проживания ребенка в условиях семейных воспитательных групп: 55 % до 3-х месяцев, 45% свыше трех месяцев.
Самое главное, улучшились взаимоотношения между родителями и ребенком. Родители в процессе реализации проекта стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными, более чувствительными к своим детям, учились быть понимающими и поддерживающими взрослыми.
Считаем, что данные проекты будут хорошо работать и в других учреждениях, тематика может меняться в зависимости от запроса родителей и детей, возраста ребят, их индивидуальных особенностей. Главное, чтобы все мероприятия проходили ярко, оригинально, и остались в памяти и детей и их родителей на долгие годы.