В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ " О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав". В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков, и среди них - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Социально-правовая реабилитация.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в отличие от детского дома - место временного пребывания детей, поэтому специалисты по социальной работе озабочены тем, чтобы ребенок находился в нем столько, сколько времени необходимо для его полной реабилитации.
Приемное отделение, отделение социальной реабилитации, служба сопровождения семейно-воспитательных групп совместно с органами опеки готовит полный пакет документов, определяющих статус ребенка, оказавшегося в центре. Работа складывается из 3 основных этапов.
Первый предусматривает выяснение социальной истории воспитанника, его реальной социальной ситуации. Зачастую дети поступают без необходимых документов, разрушены связи с семьей, родственниками, встречается, что ребенок не знает не своего имени, ни возраста. После проведения всех мероприятий устанавливается социальный статус на момент поступления. Ребенок получает статус либо «сирота», либо «оставшийся без попечения родителей», либо «оказавшийся в трудной жизненной ситуации».
На втором этапе ставится социальный диагноз кровной семьи ребенка, предусматривается попытка восстановить его связь с родителями.
Третий этап направлен на восстановление по возможности полноценной структуры социального статуса ребенка, принятия мер для помещения его в семью.
Большое значение в работе отделений имеет владение в совершенстве основами устройства детей в семью, четкая и отлаженная работа с документами, обеспечение их учета, контроля и надлежащего хранения.
На третьем этапе работы с ребенком предпринимаются все возможные шаги, чтобы восстановить полноценную структуру социального статуса воспитанника и прежде всего, восстановить ребенка в важнейшей для него социальной роли члена семьи, обеспечить ему семейное жизнеустройство.
Жизнеустройство ребенка — это самая ответственная задача специалиста, от которой зависит дальнейшая судьба ребенка. Как радостно вернуть ребенка в родную семью или устроить в замещающую, и как грустно и печально расставаться с теми, кого ждет детский дом. Ведь даже самое лучшее государственное учреждение не в состоянии заменить семью.
Психологическая реабилитация.
Большинство детей, находящихся в центре, – это дети с проблемами в развитии, нередко пережившие тяжелые психические травмы. Нередко дети находятся в состоянии депрессии, агрессии, имеют высокий уровень тревожности, различные отклонения в психическом развитии, гиперсексуальные наклонности.
Значительная роль в психологической реабилитации детей отведена психотерапевтической работе, которая начинается с первичного обследования ребенка, поступившего в центр, а именно — стартовой комплексной диагностики, направленной на определение уровня его психического развития. Результаты ее определяет комплекс мер по оказанию помощи ребенку, который носит наиболее выраженный индивидуальный характер и ориентирован на определение коррекционно-реабилитационной работы. Далее проводится ежемесячная промежуточная диагностика, определяющая дальнейшее направление работы педагога-психолога, и в заключение — контрольная комплексная диагностика психического развития детей. Основная ее цель — составить заключение о состоянии ребенка, его развитии за период пребывания в Центре. Диагностика психического развития ребенка предполагает получение данных, которые характеризуют познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, двигательное развитие, предречевое и речевое развитие, личностное развитие.
Основная задача специалистов — выпустить в жизнь ребенка здорового физически и нравственно - психически, умеющего понимать, строить и принимать систему социальных отношений.
Педагогическая реабилитация.
Педагогическая реабилитация проводится на основе программ, разработанных специалистами центра. Работа с несовершеннолетними проводится в индивидуальных и в групповых формах.
Основная роль в педагогической реабилитации принадлежит занятиям, которые проводятся ежедневно, планово, в удобное для детей время. Учитывая психологические особенности и возможности детей, педагоги строят занятия в интересной, увлекательной форме, что позволяет повысить устойчивость внимания, познавательную их активность.
Педагогами центра создана соответствующая предметно-развивающая среда, способствующая физическому, интеллектуальному, эмоциональному, социальному развитию воспитанников. Оснащение педагогического процесса активно продолжается и пополняется с учетом современных требований.
Воспитатели используют: дидактические игры, направленные на развитие кругозора детей, вариативности решения поставленной задачи, сенсорной культуры, развития памяти внимания, мышления; сюжетно-ролевые игры для формирования социальной адаптации; игры-упражнения на развитие коммуникативности.
В учреждении работают различные кружки и секции «Мягкая игрушка», «Вязание», «Волшебная изонить», «Тестопластика», Для изучения истории родного края создан уголок «Русская изба»
.
"Учимся готовить"
Медицинская реабилитация.
Медицинская реабилитация занимает ведущее место в системе восстановления здоровья детей. Она включает разнообразный набор мероприятий – от воспитания санитарно-гигиенических навыков до оказания специализированной медицинской помощи.
В ходе медицинской реабилитации: организуются противоэпидемические мероприятия для предупреждения инфекционных и паразитарных заболеваний. Решение этой задачи реализуется посредством полной санитарной обработки и тщательного первичного медицинского осмотра детей с проведением соответствующих анализов, а также проведением профилактической вакцинации согласно утвержденному прививочному календарю по индивидуальному плану после консультации специалистов.