Плотникова Фаина Ивановна,
заместитель директора по социальной и воспитательной работе,
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Ильинского района,
kt200@mail.ru
Проектная деятельность как эффективный инструмент в работе с детьми и родителями.
Значение проектирования в работе с детьми и родителями велико, особенно в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это, в первую очередь - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений.
На протяжении последних пяти лет проектная деятельность успешно внедряется в учреждении и является основой для традиционных конкурсов:
- зимних и летних участков;
- инновационных социальных проектов поддержки детей и родителей.
Конкурсы участков направлены на улучшение развивающей среды, способствуют повышению эффективности воспитательно - реабилитационного процесса с детьми, развитию творческих способностей, подготовке к самостоятельной жизни. Воспитанники учатся превращать бросовый и природный материал в оригинальные постройки, работая на участке, создают разнообразные цветники, узнают об уходе за различными растениями, кустарниками, деревьями. Тем самым, дети получают неоценимую помощь для успешной социализации в обществе.
Результаты конкурсов зимних и летних участков позволяют коллективам сотрудников и воспитанников участвовать в различных конкурсах на уровне Пермского края и России. Например, зимний участок приемного отделения был объединен одной композицией «ТРОПАМИ ПЕРМСКОГО КРАЯ», оригинальная идея способствовала участию в Российском фотоконкурсе «Зимние забавы» и помогла стать абсолютным победителем.
В марте 2021 года воспитанники и педагоги Карагайского филиала района выиграли грант Российского благотворительного фонда «АК БАРС-СОЗИДАНИЕ» в конкурсе детских бизнес - идей «Благопредприниматель» с проектом «Растем вместе». Апрель начался с активной деятельности по воплощению идеи в жизнь, на выигранные средства была приобретена теплица для выращивания цветочной и овощной рассады.
В течение всего лета сотрудники и воспитанники учреждения работали над реализацией проектов по созданию цветников и развивающей среды на летних участках. Большое внимание уделялось оформлению цветочных и игровых зон. Воплотились в жизнь разнообразные проекты: «Солнечный город», «Творим! Мечтаем! Создаем!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Результаты проектов удивили оригинальными превращениями бросового и природного материалов, разнообразными цветочными композициями и позволили участвовать в краевом конкурсе «Уютный дворик», где Карагайский филиал занял 2 место в номинации «Самый уютный дворик».
В конце календарного года в учреждении традиционно проходит конкурс инновационных социальных проектов поддержки детей и родителей, целью которого является выявление, распространение и поддержка лучших проектов, использующих инновационные технологии в работе с детьми и родителями.
На конкурс предоставляются проекты, направленные на решение проблем воспитанников учреждения, восстановление детско – родительских отношений.
При подведении итогов учитываются основные критерии оценки:
- актуальность решаемой социальной проблемы и значимость проекта в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также законных представителей;
- использование инновационных социальных технологий, моделей и методик для достижения целей и задач проекта;
- выполнение показателей эффективности реализации проекта.
Каждое отделение готовит отчет по реализации проекта и презентует новый проект на следующий год. Анализируя данную деятельность, можно сделать вывод, что специалисты отделений грамотно и творчески подходят к разработке, планированию и достижению результатов. Здесь очень важно найти инновации, которые будут способствовать решению главной проблемы. В ходе реализации проектов специалисты используют инновационные технологии:
- проектная деятельность;
- восстановительные технологии;
- наставничество;
- коллективно – творческая деятельность;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно - коммуникативные технологии;
- многие виды арттерапи: сказкатерапия, музыкатерапия, фототерапия, песочная терапия, кинотерапия, куклатерапия, телесно-ориентированная терапия (вовлечение родителей и детей в совместную деятельность).
Используемые инновационные формы:
- ведение дневниковых записей;
- детско – родительские пары (привлечение успешных родителей);
- видео – письма родителям;
- письмо ребенка о родителях в газету учреждения;
- подарки-сюрпризы из дома или домой.
Темы проектов различны: «Навстречу друг другу», «Не вместе, а рядом», «Семья, согретая любовью», «Хорошие родители», «Семейное путешествие», «Будущее без правонарушений», но их объединяет одно - своевременная помощь в разрешении детско – родительских проблем.
Таким образом, проектная деятельность – эффективный инструмент в работе с детьми и родителями, позволяет достичь положительных результатов работы:
- все воспитанники (100%) успешно адаптируются в условиях Центра;
- 70% детей возвращаются в кровные семьи, где семейные конфликты урегулированы и восстановлены детско – родительские отношения;
- 20% подростков ориентируются и помещаются на дальнейшее жизнеустройство в замещающие семьи;
- на 40% снизилось количество повторного помещения несовершеннолетних в учреждение.